Обзор цифрового процессора Focal FSP8
24 ноября 2018

Новый цифровой процессор Focal FSP8

Новинка Focal FSP8:

  • До недавнего времени Focal никогда не выпускал автомобильные процессоры. Но рынок диктует свои правила, поэтому начинать, рано или поздно, пришлось. А поскольку статус бренда обязывает ко многому, работа над первенцем FSP8 длилась достаточно долго – больше двух лет, и только этой весной Пьер Перар (Pierre Perard, руководитель отдела car audio Focal) рассказал о нём на конференции компании "Бонанза". 

КОНСТРУКЦИЯ

  • Один из конструктивных плюсов FSP8, на которые обращаешь внимание с первого взгляда, – компоновка корпуса. Все входы, выходы, разъёмы для пульта и подключения к компьютеру и терминалы питания выведены на одну сторону.

Выходов у процессора восемь. По входам же ситуация следующая:

  • Шесть основных аналоговых входов (высокоуровневых или линейных)
  • Один дополнительный стереовход AUX
  • Цифровой оптический вход Toslink

  • По "цифре" процессор принимает сигнал вплоть до 192 кГц / 24 бит (в каком разрешении он его обрабатывает – это уже другой вопрос).
  • Пульт в комплект не включён и идёт как опция. На мой взгляд, вполне логичное решение, учитывая, что во многих случаях он остаётся не у дел. Разъёмы подключения – обычные "телефонные" RJ11, так что если комплектный кабель окажется слишком коротким или длинным, можно спокойно "обжать" свой собственный. Скажем, взяв обычную витую пару 5 категории.

  • В пульте всё управление возложено на энкодер. Нажатием на него последовательно выбираем регулировку – общая громкость, уровень сабвуфера, выбор входов и выбор настроечного пресета. Уровень саба, кстати, можно регулировать аж от 0 до -64 дБ с шагом в 1,5 дБ – точность настройки даже с избытком. 

НАЧИНКА

  • Когда прошла первая информация о процессоре Focal и ожидаемом уровне его цены, то многие (в том числе и я) предположили, что он будет построен на уже привычном Cirrus Logic. Но оказалось, что Focal пошёл своим путём. Эту схему я выдернул из презентации, которую демонстрировал на весенней конференции Пьер

  • Вот как это воплощено в "железе". Процессор спроектирован на одной плате, практически без субплат.

  • На единственной маленькой субплате разместился лишь микропроцессор Atmel с задающим кварцем.

  • А вот и сама часть, отвечающая за обработку сигнала и преобразование в аналог. 
  • Во входной части замечены те же счетверённые операционники LM837, что и на выходе. 

  • Компоненты блока питания скучковались в дальнем углу платы.

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ

  • Программа установилась быстро, драйвера установились вместе с ней. На рабочем столе появились два ярлыка – непосредственно программа настройки и программа для апгрейда процессора на случай выхода новых прошивок. Нам пока интересна только первая.
  • Кстати, важная особенность, которая может сэкономить вам время и нервы. Программу нужно устанавливать ДО подключения процессора по USB. А запускать ПОСЛЕ подключения. В противном случае она его "не увидит". В принципе, это есть в инструкции, но кто её читает?
  • При запуске программа считывает из процессора текущий уровень громкости, так что скачка не происходит. Пульт формально остаётся в работе, но его лучше не трогать – сбиваются текущие настройки в программе.

  • Строение и внешний вид программы немного отличаются от всего, что доводилось встречать ранее, но на самом деле всё оказалось просто и понятно. Настройки разделены на четыре вкладки – "Конфигурация", "Эквалайзер", "Кроссовер" и "Задержки".
  • На первой вкладке выбираем конфигурацию входов и выходов. По умолчанию стоит режим Standart с простым выбором типов схем. К примеру, мы подключили процессор к четырём каналам штатного ГУ по высокому уровню и строим систему с трёхполоской и сабом:

  • А можно перевести в режим Expert и выставить маршрутизацию самостоятельно – с какого входа на какой выход что пойдёт. Например, вот так это будет выглядеть, если сигнал для трёхполосного фронта будет браться с одной пары входов, а сигнал для сабвуфера – со второй пары входов: 

  • При настройках фильтров и эквалайзера отображаются результирующие АЧХ пары каналов. Каждый канал, разумеется, настраивается раздельно.
  • Эквалайзер – 10-полосный параметрический, хватит на все случаи жизни. Добротность можно выставлять от 1 (широкая полоса) до 10 (узкая полоса). Центральная частота каждой полосы выставляется с точностью до 1 Гц.

  • Частоты фильтров выставляются тоже с точностью до 1 Гц. Крутизна фильтров – от 6 до 48 дБ/октава. Тип фильтра (Бессель, Линквиц-Райли, Чебышев и т. п.) не выбирается.

  • При регулировке задержек можно кликать на динамик и просто двигать его дальше или ближе. Задумка хорошая, но пользоваться не слишком удобно – настройка получается слишком грубая, а при клике на динамик уже выставленная задержка может сбиться.

  • Возможно, это будет исправлено при последующих обновлениях программы, но пока лучше настраивать задержки как обычно – выбирать канал в верхней части окна и слева в окошке выставлять величину задержки. Или расстояние на которое "отодвигается" динамик.
  • Ну и, разумеется, пресеты. Всего в память процессора можно загнать до четырёх вариантов настроек и при необходимости сохранить файл конфигурации на компьютере

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С РАЗРЕШЕНИЕМ

  • Что касается звучания – вопрос этот довольно трудный, когда речь заходит о процессорах. Слишком большой вклад в конечный результат вносят настройки. Тем не менее, попробовал оценить качество обработки сигнала хотя бы по косвенным признакам и сравнить FSP8 с тем, что было под рукой.
  • Первым делом подсунул процессору один очень хитрый трек – файл с разрешением обычного CD (16 бит / 44,1 кГц), уровень сигнала в котором уменьшен до предела – всё уместилось всего лишь в двух младших битах. Если задрать громкость в системе на максимум, то обычно можно различить мелодию, не больше того (а что вы хотели, два бита – это всего лишь четыре возможных уровня сигнала). В "нулевых" настройках у Focal с этим всё в порядке, и это уже хорошо.
  • Однако, это ещё не показатель. Во многих процессорах или даже источниках при обработке сигнала принудительно снижается битность. Поэтому усложняю задачу. Включаю во всех каналах ФВЧ и ФНЧ, ставлю максимальную крутизну, эквалайзером превращаю АЧХ в горбатую загогулину, задержки во всех каналах – на максимум. Слушаю "двухбитный" трек ещё раз. Различить мелодию стало много труднее, что вполне естественно. Но совсем младшие биты не потерялись, так что результат экзерсисов, думаю, можно считать положительным.
  • Не упустил случая сравнить FSP8 с моим нынешним источником в системе – ЦАП на одном из топовых чипов Asahi Kasei AK4490 (в этот раз в связке с операционником на "выхлопе" MUSES 8820). В обоих случаях сигнал подавался с одного и того же источника по "цифре", переключение оптики и межблоков занимало буквально несколько секунд.
  • Да, по масштабности звуковой сцены и микродинамике FSP8 всё же немного уступил домашнему ЦАП. Однако, нужно признать, "простачком" он совсем не выглядел, звук не огрубел и не "поскучнел", сцена хорошо прорабатывалась в глубину. Сложилось впечатление, что дело тут уже не столько в цифровой обработке, сколько в нюансах аналоговой части. В целом процессор показал себя очень и очень достойно – отсутствие характерной "цифровой синтетики" и ровное, сбалансированное звучание.

ВЫВОДЫ

  • Вообще, аналоговый 6-канальный вход у FSP8 только формально обозначен основным. На самом же деле и AUX, и оптический Toslink с ним абсолютно равноценны. Более того, раз уж в FSP8 не заложены возможности "собирания" штатных сигналов, основным входом для него я бы считал всё же "цифру". Тем более, что по этому входу качество звучания по определению выше.
  • Поэтому самое рациональное применение FSP8 видится либо при апгрейде штатных систем с MOST-шиной (из которой адаптером MOST-SPDIF "выдёргивается" цифровой сигнал), либо в системах с высококачественным источником, имеющим цифровой выход. Или, как вариант, когда есть возможность "добыть" из штатной системы "чистый" аналоговый сигнал.
  • При таком раскладе возможность приобрести процессор без пульта можно считать только плюсом. В этом случае он будет стоить что-то около 31 тыс. рублей, а с пультом – около 39 тыс. Учитывая звуковые возможности, процессор имеет все шансы найти своих почитателей.
  • Удобная компоновка корпуса
  • Качественное исполнение
  • Лёгкая для понимания структура программы управления
  • Мелкие эргономические недочёты в программе управления.

Источник: 
Артикул: 4356
Описание Аудиопроцессор Kicx ST D8: 8-канальный DSP процессор со встроенным 4-канальным усилителем высокого разрешения, Bluetooth модулем, ...
Артикул: 1627725545
Описание Процессорный 8-канальный усилитель JBL DSP4086: Усилитель JBL DSP — аудиопроцессор с DSP для точной настройки любых ...
Артикул: 1607109366
Описание Процессор Pioneer DEQ-S1000A2: Простое в установке скрытое универсальное устройство обработки звука. Устройство DEQ-S1000A2 ...
Артикул: 433822
Описание Audison Prima  Forza AP F8.9 bit: 8.9 bit – значит 8-канальный усилитель мощности со встроенным 9-канальным ...
Артикул: 420322
Описание Пульт управления процессором Audison DRC AB digital remote control: DRC AB позволяет управлять основной системой (громкость, ...
Артикул: 5168
Описание Процессор Focal FSP 8: 8-КАНАЛЬНЫЙ ЗВУКОВОЙ ПРОЦЕССОР FSP-8 - это идеальный инструмент для настройки, оптимизации и формирования ...
Артикул: 3921
Описание Hertz H8 DSP 8 With DRC HE Channel Digital Interface Processor: 8-канальный цифровой аудиопроцессор для интеграции штатной (OEM) ...
Артикул: 37393
Описание Hertz H8 DSP 8 Channel Digital Interface Processor: H8 DSP имеет 8 независимых каналов настройки, 8 аналоговых линейных выходов ...