(067) 440-60-44

(093) 500-69-65

(050) 360-60-44

(044) 594-09-00

(044) 502-09-38

Ваша корзина
0 грн
0 поз.
Gladen. Немного полезного о топовой акустике.
09 апреля 2014

Обзор, характеристики, описание топовой акустики Gladen Audio.

Лично мне больше всего импонируют производители, называющие продукцию собственным именем. Тут уж не отвертишься, за свободный рынок ответственность выше, чем за простой базар.

Вот, например: Боинг — это человек, родители его назвали Уильямом. А Эйрбас, при полном уважении и доверии ко всей гамме пассажирских лайнеров, как бы никто. Кто сконструировал первый «Боинг», догадаться нетрудно, кто первый «Эйрбас» — невозможно. Макдоннел Дуглас? Есть с кого спросить (в историческом смысле): с Дональда и Джеймса. Бомбардье — человек, Эмбраер — анонимка. При полном, повторю, уважении и доверии. Ко всей гамме.

Почему все примеры из авиационной области? Имена Форда, Крайслера (а уж тем более — Ситроена) автору известны. Но именно эта тема, как вы увидите совсем скоро, здесь наиболее уместна, и причин, как всегда, несколько. Вот первая: речь пойдёт об акустике, которой дал своё имя выпускник аэрокосмического факультета Штутгартского университета Хеннинг Гладен. Он за всё и ответит.

Но есть, как было анонсировано, и вторая причина. Уже, считай, год назад человек имени собственной торговой марки демонстрировал автору прототип своего главного произведения — топовой акустики, тогда условно названной Zero Reference. Когда разработка была завершена (а это — вот прямо только сейчас), условности отбросили, и акустика получила имя Zero Aerospace. В честь славной альма-матер? Едва ли. Ведь если задуматься и посчитать пальцами, все материалы, технологии и методы, положенные в основу современной акустики, пришли из аэрокосмической области. Считаем, каждый — на своих пальцах. Композитные материалы? Раз. Прецизионное литьё из лёгких сплавов? Его большинство авиаконструкторов мира впервые увидели, разломав доставшиеся им трофейные V-2. Так что это — два. Современные клеи (профессионалы говорят «клея») — три, без авиации у нас так и остались бы столярный и казеиновый, для мебели они подходят. А что рассчитывали методом конечных элементов? Тоже не мебель. Ну и так далее, до исчерпания имеющихся пальцев.

Итак, чем отчитался Гладен (человек) о завершении важнейшего для себя этапа работы над акустикой «Гладен» (торговая марка)? Как выяснилось, не только Zero Aerospace, хотя это семейство акустики, без сомнения, событие. С которого и начнём.

В состав серии Zero Aerospace входят пять головок, из которых набирается несколько расчётных, рекомендованных сочетаний и без счёта — иных, на усмотрение и ответственность создателя системы. Персонально это — две версии 165-миллиметрового мидбаса, один — с центральным колпачком на диффузоре, другой — с фазовыравнивающим телом весьма нетиповой формы, привычно называть его «пулей» было бы странно. «Колпачковый» вариант предназначен для работы в составе трёхполосной системы Zero Aerospace 165.3. До табельного состава её дополняют 80-миллиметровый среднечастотник (с «не пулей» в центре диффузора) и пищалка с 20-миллиметровым куполом.

Двухполосная Zero Aerospace 165.2 отличается от 165.3 не только отсутствием среднечастотника, здесь и оставшиеся головки несколько другие. Нетрудно сообразить, что в двухполосной системе обязанности среднечастотного драйвера делят между собой мидбас и твитер. Первому приходится забираться дальше в область средних частот, где начинают сказываться характеристики направленности, второму — вступать в работу раньше (то есть ниже), и мощности на него придёт больше, и то и другое требует увеличения диаметра купола. Поэтому у «двухполосного» мидбаса в центре диффузора фазовыравнивающая «не пуля», а пищалка здесь — с 28-миллиметровым куполом. Ну и кроссоверы, они, во-первых, разные, во-вторых — опция, можно с ними, можно без них, никто не навязывает. В-третьих, даже если «с ними», в трёхполосной системе пассивные фильтры работают только на разделе СЧ/ВЧ, первый частотный раздел предполагается активным, к этому конструкторы элитной акустики сейчас пришли довольно единодушно.

Что общего в компонентах Zero Aerospace? В целом — то, что большинство решений — аэрокосмические. Чтобы не израсходовать пальцы, не буду нумеровать особенности, просто все подряд, одна другой стоит.

Во всех головках серии применяются неодимовые магниты. Импеданс мидбасовых головок (и систем с пассивными кроссоверами) 3 Ом, это, по мнению генерального конструктора, позволяет наиболее разумно использовать мощностные резервы усилителя. Материалы и конструкция основных узлов — исключительно аэрокосмические: прецизионное литьё и прецизионная же механическая обработка, деталей из полимеров почти нет. Больше всего времени и труда отняли корзины, здесь оптимизация шла по двум направлениям: аэродинамика, то есть сведение к минимуму влияния «спиц» корзины на движение воздуха позади диффузора, и вибрационные характеристики — здесь-то и вступил в бой метод конечных элементов. Впервые (насколько известно автору, а это, не сочтите за зазнайство, означает — точно) при расчёте корзины учитывались вибрационные воздействия не только внутренней (от работы самого динамика), но и внешней природы. Автомобиль стоит на месте только на соревнованиях, между ними он, бывает, ездит. А это означает, что корзину динамика в той или иной мере трясёт, в ответ она в той или иной мере деформируется, изменяя, в ритме этих вибраций, условия колебания диффузора.

С аэродинамической оптимизацией всё если не просто, то понятно: выбрана форма «спиц», создающая минимум сопротивления и минимум завихрений воздуху, приведённому в движение диффузором. Сложнее с оптимизацией вибрационного отклика на работу динамика, здесь для устранения локальных резонансов поперечное сечение всех спиц сделано разным, что разбивает один сильный (пусть даже не очень, при литой-то корзине) резонанс на множество совсем слабых. Для этого же спицы расставлены по окружности не с постоянным шагом, а с переменным. Впрочем, на это есть и другая причина, это как раз — самое интересное. При движении по дороге (даже германской) амплитуда вертикальных вибраций кузова и, стало быть, привинченного в нему динамика в тысячи раз превышают горизонтальные. Значит, и вибрационная жёсткость корзины должна быть максимальна по вертикальной оси, именно с учётом этого и расставлены спицы, а динамик должен монтироваться в дверь в определённом положении, для этого в серийных образцах (у нас на фото — образцы пилотной серии) предусмотрена лазерная маркировка на фланце.

Думаете, всё? Хорошо, что не нумеровал аэрокосмические решения, у меня пальцы наперечёт. Материалу диффузора человек-Гладен тоже дал своё имя — Gladen C7. «Семь» — число слоёв сэндвичной композиции (надо ли напоминать, из какой отрасли вообще пошли сэндвичные композиции?). Слои идут так и такие: плотный полимер — вязкий клеящий слой — углеволоконная ткань — вязкий клеящий слой — углеволоконная ткань — вязкий клеящий слой — плотный полимер, суммарная толщина бутерброда — всего 0,35 мм. У мидрейнджа Zero Aerospace 80 материал на два слоя тоньше и называется С5 (карбоновая прослойка — одна).

Что-нибудь ещё осталось? Осталось, но по сравнению с предыдущим — почти обыденность: обе пищалки — в цельнометаллических корпусах с тыловыми нагрузочными камерами.

Как бы много сил ни поглотила не имеющая аналогов разработка Zero Aerospace, нашлись резервы и для перетряхивания остальной, нижележащей части акустической линейки, здесь в ряде случаев аналоги в истории компании (ещё с другим именем) были, и они обозначены явным образом. Вторым номером в программе идёт акустика Zero Pro — преемник Audio System HX. Та выпускалась в двух версиях: HX Phase и HX Dust (с фазовыравнивающим телом и с центральным колпачком). Zero Pro — тоже, но не то же. Здесь предусмотрены три варианта систем: 165.2PP (мидбас с «пулей»), 165.2DC (с колпачком) и 165.2 Dual (со сдвоенным мидбасом модификации DC). Во всей серии Zero Pro литые корзины, целлюлозные диффузоры с мелкодисперсным порошковым покрытием, твитеры у PP и DC, что характерно — разные: у PP — с диаметром купола 28 мм и резонансной частотой 770 Гц, у DC — 25 мм и 800 Гц соответственно. Второй комплект при этом рекомендован для построения на его базе трёхполосной системы, для этого разработан отдельный, не входящий ни в какой комплект среднечастотник Zero Pro 80. Характерная особенность и этой, и ряда других серий: здесь теперь тоже импеданс 3 Ом у систем с одиночными мидбасами и 2 Ом — со сдвоенными, они в этом случае, разумеется, с другими, 4-омными звуковыми катушками.

Для Zero Pro, как и для её бюджетной версии Zero (а также для серий SQL, SQX и RS), разработана новая геометрия центрального колпачка, по данным Гладена (человека и компании), она помогает сгладить АЧХ мидбаса на верхней границе его рабочего диапазона, снижая финальный резонансный пик диффузора. Кроме того, в кроссоверах, в зависимости от серии, существует от 9 (RS, преемник Radion) до 3000 (Zero Pro PP) сочетаний параметров фильтров, переключаются при этом уровень, крутизна спада и величина добротности.

И что отрадно: решения, выработанные для «заказной» акустики, проложили себе путь и в семейство Gladen One — это как бы акустический аналог «штатных головных устройств» — акустика, сделанная под конкретные модели автомобилей, принципу Plug&Play следуют и электрические соединения, и присоединительные узлы. Здесь тоже пошли в оборот колпачки геометрии Zero-Point, а импеданс акустики можно даже для одной и той же машины выбрать 3 или 2 Ом, чтобы извлечь дополнительного коксу из штатной системы. Надо ли напоминать, в какой отрасли техники родился термин «форсаж»?