Загрузка...
Басы и верхние частоты в автоакустике: как подобрать сочетание
13 марта 2021

Как добиться качественного звука в машине. Практические рекомендации по настройке низких и высоких частот.

Что нужно знать о настройке частот в автоакустике

  • Музыка в автомобиле - частый спутник любой поездки, поэтому было бы здорово добиться даже если не идеального, то хотя бы просто оптимального звучания.
  • Бывает, что плохой звук является следствием брака самой колонки, тогда необходима диагностика и замена. Но часто можно добиться хорошего звучания с помощью правильной настройки частотного диапазона вашего автозвука.
  • Восприятие человеческого уха охватывает частотный диапазон от 16 Гц до 20 кГц, а с возрастом верхняя планка еще и уменьшается. Условно его можно разделить на три части:
  • Низкие частоты (НЧ) – до 500 Гц. По-другому называется бас, его воспроизводит специальный низкочастотный динамик – сабвуфер, устанавливаемый обычно сзади машины. В нижнем пределе (40-120 Гц) именно он заставляет все кругом гудеть и вибрировать.
  • Средние частоты (СЧ) – 500 Гц - 5 кГц. Их проигрывают среднечастотные динамики, установленные впереди в двери. В этом диапазоне звучит человеческий голос, большинство музыкальных инструментов, поэтому можно сказать, что это самый важный диапазон.
  • Высокие частоты (ВЧ) - выше 5 кГц. Это самый верхний уровень, его в автомобиле создает высокочастотный динамик – твитер, его иногда называют пищалка.
  • Басы и верхние частоты должны сочетаться должным образом, это означает, что не должно быть перекоса в одну или другую сторону. Звуковой сигнал должен равномерно распределяться и давать на соответствующий тип динамика нужный частотный диапазон, это ключевая цель настройки автозвука.
  • Эта цель достигается по-разному в зависимости от типа вашей автоакустики. Существует:
  • Коаксиальная акустика. Включает в себя весь частотный диапазон на одном динамике, а значит, согласованное сочетание сигнала НЧ и ВЧ уже подобрано. Изменение сочетания частот возможно через эквалайзер на магнитоле, либо можно дополнительно установить сабвуфер или твитер.
  • Компонентная акустическая система. Более громоздкая и состоит из разных динамиков, здесь не обойтись без настройки с помощью кроссовера. Это означает, что вы можете вручную определить срез частот и направить определенный частотный сигнал на каждый динамик.
  • Таким образом, есть два способа влиять на сочетание частот: внутренний и внешний. Первый - через настройку автомагнитолы. А второй - через установку дополнительной автоакустики. Но все равно не обойтись без настройки.

Секреты настройки частот в магнитоле

  • Практически любая магнитола предлагает следующие стандартные характеристики:
  • LOUDNESS. Настройка тонкомпенсации, позволяет усилить НЧ и ВЧ на низком уровне громкости. Варианты регулировки следующие: MID (средний уровень усиления), LOW (слабый уровень усиления, подойдет если динамики и так достаточно мощные), HI (высокий уровень усиления, вы будете чувствовать полную глубину звучания даже на низкой громкости, подойдет если вы не любите громко слушать музыку) и OFF. На громкости прослушивания выше средней данная функция полностью незаметна.
  • SUB. Это усиление сабвуфера. Тут могут быть три режима: REV (усилит сигнал), NOR (просто включит саб во общую систему), OFF (подойдет если не пользуетесь сабвуфером, чтобы не нагружать магнитолу). Тут же у магнитол часто есть доп. функция - сабвуфер контроль, с помощью которой устанавливается максимальное значение частоты, выдаваемой сабвуфером. Рекомендуется ставить оптимальные 50 или 63 Гц.
  • HPF SETTINGS. High Pass Filter позволяет обрезать НЧ, чтобы избежать перегрузки. Также можно вырезать неприятно резонирующие частоты (выбирайте настройку на слух именно для вашей акустики).
  • Самое главное при подборе сочетания частот - не допустить клиппового сигнала. Клиппинг - вариант искажения звучания, он возникает, когда мощь входящего сигнала превышает входные возможности устройства, выражается в гудении, шипении, треске. Например, вы слишком усилили высокие частоты, тогда диффузор твитера, технические характеристики которого не предназначены для таких нагрузок, начинает тормозить в крайних точках, кроме какофонии, это приводит к перегреву, в итоге ваши колонки просто сгорят.