Загрузка...
В чём разница между активным и пассивным сабвуферами и какой лучше выбрать
16 ноября 2020

Разница между пассивными и активными автомобильными сабвуферами. Их характеристики и критерии выбора в конкретных случаях.

Разница между пассивным и активным сабвуфером

  • Как правило, автомагнитолы имеют нелинейную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) с некоторым завалом диапазона басов. Это объясняется малыми габаритными размерами встроенного динамика: в идеале для полноценного воспроизведения низких частот диаметр диффузора должен составлять не менее четверти длины волны. Добиться того, чтобы автозвук в салоне был более качественным, возможно – для этого нужно установить сабвуфер. Существуют активные и пассивные разновидности этих устройств.

Отличия

  • Всё просто: в первом случае кроме воспроизводящей электромагнитной головки (их может быть и несколько) в корпусе монтируется дополнительный усилитель звука. Иных принципиальных различий нет: по сути, активный сабвуфер – это обычный пассивный плюс усилитель мощности, располагаемый внутри или снаружи корпуса. Естественно, это требует подключения к источнику питания – аккумулятору автомобиля. За счёт встроенного электронного блока при прочих равных условиях стоимость активных образцов несколько выше, чем пассивных. Однако это нивелируется необходимостью приобретения для последних отдельного усилителя. В принципе, если позволяют параметры магнитолы, пассивный сабвуфер можно подключать непосредственно к её выходу, но существенного повышения громкости таким путём не добиться.
  • Для разделения частот и улучшения качества звучания сабвуферы подключаются через систему LC-фильтров и оснащаются фазоинвертором в виде щели со стенками или цилиндра с круглым наружным отверстием. При правильной акустической настройке такой инвертор улучшает частотную характеристику в области басов и сглаживает конструкционно обусловленные резонансные всплески. Некоторые образцы устроены по так называемой bandpass-системе, когда внутренний объём разделён на две камеры и оснащён более сложной встроенной конфигурацией фазоинверсии.

Плюсы и минусы разных типов устройств

  • Поскольку автомагнитолы имеют на выходе ограниченную мощность, любители громкой музыки часто предпочитают активные сабвуферы. Среди их преимуществ:
  • не нужен отдельный усилитель;
  • возможность оперативной корректировки АЧХ в процессе воспроизведения;
  • в некоторых моделях допускается подключение дополнительных устройств.
  • К минусам же можно отнести излишний нагрев корпуса за счёт потребления энергии аккумулятора, что может привести к ухудшению звукопередачи. Кроме того, искусственное изменение АЧХ с помощью активных фильтров чревато появлением нелинейных искажений.
  • Бытует мнение, что пассивные сабвуферы более чисто и естественно воспроизводят басы. Но чтобы этого добиться, требуется достаточно кропотливая их настройка. Хотя электрическая схема их предельно проста, для выравнивания АЧХ приходится повозиться: подобрать оптимальную длину фазоинвертора, опытным путём подрегулировать параметры LC-фильтра. Для повышения громкости нужен внешний усилитель, что требует выделения особого места для установки.

Что лучше?

  • Универсального ответа не существует. Выбор зависит от многих факторов: личных предпочтений владельца автомобиля, финансовых возможностей, объёма и конфигурации салона. Важно, чтобы это низкочастотное устройство не забивало остальные звуки, вписывалось в общий антураж и не нарушало принципы эргономики. Не стоит увлекаться и чрезмерной миниатюризацией: устройства с малым объёмом корпуса звучат заметно хуже.