(044) 502-09-38

(044) 594-09-00

(067) 440-60-44

Ваша корзина
0 грн
0 поз.
Gladen. Немного полезного о топовой акустике.
09 апреля 2014

Лично мне больше всего импонируют производители, называющие продукцию собственным именем. Тут уж не отвертишься, за свободный рынок ответственность выше, чем за простой базар.

Вот, например: Боинг — это человек, родители его назвали Уильямом. А Эйрбас, при полном уважении и доверии ко всей гамме пассажирских лайнеров, как бы никто. Кто сконструировал первый «Боинг», догадаться нетрудно, кто первый «Эйрбас» — невозможно. Макдоннел Дуглас? Есть с кого спросить (в историческом смысле): с Дональда и Джеймса. Бомбардье — человек, Эмбраер — анонимка. При полном, повторю, уважении и доверии. Ко всей гамме.

Почему все примеры из авиационной области? Имена Форда, Крайслера (а уж тем более — Ситроена) автору известны. Но именно эта тема, как вы увидите совсем скоро, здесь наиболее уместна, и причин, как всегда, несколько. Вот первая: речь пойдёт об акустике, которой дал своё имя выпускник аэрокосмического факультета Штутгартского университета Хеннинг Гладен. Он за всё и ответит.

Но есть, как было анонсировано, и вторая причина. Уже, считай, год назад человек имени собственной торговой марки демонстрировал автору прототип своего главного произведения — топовой акустики, тогда условно названной Zero Reference. Когда разработка была завершена (а это — вот прямо только сейчас), условности отбросили, и акустика получила имя Zero Aerospace. В честь славной альма-матер? Едва ли. Ведь если задуматься и посчитать пальцами, все материалы, технологии и методы, положенные в основу современной акустики, пришли из аэрокосмической области. Считаем, каждый — на своих пальцах. Композитные материалы? Раз. Прецизионное литьё из лёгких сплавов? Его большинство авиаконструкторов мира впервые увидели, разломав доставшиеся им трофейные V-2. Так что это — два. Современные клеи (профессионалы говорят «клея») — три, без авиации у нас так и остались бы столярный и казеиновый, для мебели они подходят. А что рассчитывали методом конечных элементов? Тоже не мебель. Ну и так далее, до исчерпания имеющихся пальцев.

Итак, чем отчитался Гладен (человек) о завершении важнейшего для себя этапа работы над акустикой «Гладен» (торговая марка)? Как выяснилось, не только Zero Aerospace, хотя это семейство акустики, без сомнения, событие. С которого и начнём.

В состав серии Zero Aerospace входят пять головок, из которых набирается несколько расчётных, рекомендованных сочетаний и без счёта — иных, на усмотрение и ответственность создателя системы. Персонально это — две версии 165-миллиметрового мидбаса, один — с центральным колпачком на диффузоре, другой — с фазовыравнивающим телом весьма нетиповой формы, привычно называть его «пулей» было бы странно. «Колпачковый» вариант предназначен для работы в составе трёхполосной системы Zero Aerospace 165.3. До табельного состава её дополняют 80-миллиметровый среднечастотник (с «не пулей» в центре диффузора) и пищалка с 20-миллиметровым куполом.

Двухполосная Zero Aerospace 165.2 отличается от 165.3 не только отсутствием среднечастотника, здесь и оставшиеся головки несколько другие. Нетрудно сообразить, что в двухполосной системе обязанности среднечастотного драйвера делят между собой мидбас и твитер. Первому приходится забираться дальше в область средних частот, где начинают сказываться характеристики направленности, второму — вступать в работу раньше (то есть ниже), и мощности на него придёт больше, и то и другое требует увеличения диаметра купола. Поэтому у «двухполосного» мидбаса в центре диффузора фазовыравнивающая «не пуля», а пищалка здесь — с 28-миллиметровым куполом. Ну и кроссоверы, они, во-первых, разные, во-вторых — опция, можно с ними, можно без них, никто не навязывает. В-третьих, даже если «с ними», в трёхполосной системе пассивные фильтры работают только на разделе СЧ/ВЧ, первый частотный раздел предполагается активным, к этому конструкторы элитной акустики сейчас пришли довольно единодушно.

Что общего в компонентах Zero Aerospace? В целом — то, что большинство решений — аэрокосмические. Чтобы не израсходовать пальцы, не буду нумеровать особенности, просто все подряд, одна другой стоит.

Во всех головках серии применяются неодимовые магниты. Импеданс мидбасовых головок (и систем с пассивными кроссоверами) 3 Ом, это, по мнению генерального конструктора, позволяет наиболее разумно использовать мощностные резервы усилителя. Материалы и конструкция основных узлов — исключительно аэрокосмические: прецизионное литьё и прецизионная же механическая обработка, деталей из полимеров почти нет. Больше всего времени и труда отняли корзины, здесь оптимизация шла по двум направлениям: аэродинамика, то есть сведение к минимуму влияния «спиц» корзины на движение воздуха позади диффузора, и вибрационные характеристики — здесь-то и вступил в бой метод конечных элементов. Впервые (насколько известно автору, а это, не сочтите за зазнайство, означает — точно) при расчёте корзины учитывались вибрационные воздействия не только внутренней (от работы самого динамика), но и внешней природы. Автомобиль стоит на месте только на соревнованиях, между ними он, бывает, ездит. А это означает, что корзину динамика в той или иной мере трясёт, в ответ она в той или иной мере деформируется, изменяя, в ритме этих вибраций, условия колебания диффузора.

С аэродинамической оптимизацией всё если не просто, то понятно: выбрана форма «спиц», создающая минимум сопротивления и минимум завихрений воздуху, приведённому в движение диффузором. Сложнее с оптимизацией вибрационного отклика на работу динамика, здесь для устранения локальных резонансов поперечное сечение всех спиц сделано разным, что разбивает один сильный (пусть даже не очень, при литой-то корзине) резонанс на множество совсем слабых. Для этого же спицы расставлены по окружности не с постоянным шагом, а с переменным. Впрочем, на это есть и другая причина, это как раз — самое интересное. При движении по дороге (даже германской) амплитуда вертикальных вибраций кузова и, стало быть, привинченного в нему динамика в тысячи раз превышают горизонтальные. Значит, и вибрационная жёсткость корзины должна быть максимальна по вертикальной оси, именно с учётом этого и расставлены спицы, а динамик должен монтироваться в дверь в определённом положении, для этого в серийных образцах (у нас на фото — образцы пилотной серии) предусмотрена лазерная маркировка на фланце.

Думаете, всё? Хорошо, что не нумеровал аэрокосмические решения, у меня пальцы наперечёт. Материалу диффузора человек-Гладен тоже дал своё имя — Gladen C7. «Семь» — число слоёв сэндвичной композиции (надо ли напоминать, из какой отрасли вообще пошли сэндвичные композиции?). Слои идут так и такие: плотный полимер — вязкий клеящий слой — углеволоконная ткань — вязкий клеящий слой — углеволоконная ткань — вязкий клеящий слой — плотный полимер, суммарная толщина бутерброда — всего 0,35 мм. У мидрейнджа Zero Aerospace 80 материал на два слоя тоньше и называется С5 (карбоновая прослойка — одна).

Что-нибудь ещё осталось? Осталось, но по сравнению с предыдущим — почти обыденность: обе пищалки — в цельнометаллических корпусах с тыловыми нагрузочными камерами.

Как бы много сил ни поглотила не имеющая аналогов разработка Zero Aerospace, нашлись резервы и для перетряхивания остальной, нижележащей части акустической линейки, здесь в ряде случаев аналоги в истории компании (ещё с другим именем) были, и они обозначены явным образом. Вторым номером в программе идёт акустика Zero Pro — преемник Audio System HX. Та выпускалась в двух версиях: HX Phase и HX Dust (с фазовыравнивающим телом и с центральным колпачком). Zero Pro — тоже, но не то же. Здесь предусмотрены три варианта систем: 165.2PP (мидбас с «пулей»), 165.2DC (с колпачком) и 165.2 Dual (со сдвоенным мидбасом модификации DC). Во всей серии Zero Pro литые корзины, целлюлозные диффузоры с мелкодисперсным порошковым покрытием, твитеры у PP и DC, что характерно — разные: у PP — с диаметром купола 28 мм и резонансной частотой 770 Гц, у DC — 25 мм и 800 Гц соответственно. Второй комплект при этом рекомендован для построения на его базе трёхполосной системы, для этого разработан отдельный, не входящий ни в какой комплект среднечастотник Zero Pro 80. Характерная особенность и этой, и ряда других серий: здесь теперь тоже импеданс 3 Ом у систем с одиночными мидбасами и 2 Ом — со сдвоенными, они в этом случае, разумеется, с другими, 4-омными звуковыми катушками.

Для Zero Pro, как и для её бюджетной версии Zero (а также для серий SQL, SQX и RS), разработана новая геометрия центрального колпачка, по данным Гладена (человека и компании), она помогает сгладить АЧХ мидбаса на верхней границе его рабочего диапазона, снижая финальный резонансный пик диффузора. Кроме того, в кроссоверах, в зависимости от серии, существует от 9 (RS, преемник Radion) до 3000 (Zero Pro PP) сочетаний параметров фильтров, переключаются при этом уровень, крутизна спада и величина добротности.

И что отрадно: решения, выработанные для «заказной» акустики, проложили себе путь и в семейство Gladen One — это как бы акустический аналог «штатных головных устройств» — акустика, сделанная под конкретные модели автомобилей, принципу Plug&Play следуют и электрические соединения, и присоединительные узлы. Здесь тоже пошли в оборот колпачки геометрии Zero-Point, а импеданс акустики можно даже для одной и той же машины выбрать 3 или 2 Ом, чтобы извлечь дополнительного коксу из штатной системы. Надо ли напоминать, в какой отрасли техники родился термин «форсаж»?